Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Татарстан
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

В рамках празднования 95-летия КРО РФ, 28 декабря 2018 года была опубликована статья в Газете "Республика Татарстан" о становлении и совершенствовании контрольно-ревизионной деятельности в Российской Федерации

Истоки

Эффективное функционирование современной системы государственного финансового контроля в стране невозможно представить без учета истории ее развития.

Сам процесс формирования контрольной системы в России был длительным и трудоемким – он осуществлялся путем экспериментальных проверок, методом проб и ошибок. Используя европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надёжно защитил бы государственную казну от любых посягательств.

В процессе своего становления и развития государственный финансовый контроль претерпел существенные изменения и прошел ряд значимых событий.

Главной точкой отсчета истории контрольно-ревизионной деятельности страны признано считать  23 октября 1923 г. - когда Постановлением ВЦИК и СНК  в составе Народного комиссариата финансов СССР было образовано Финансово-контрольное управление. В положении о Финансово-контрольном управлении, утвержденном Наркомфином СССР и НК РКИ от 23 декабря 1923 г., была закреплена структура органов финансового контроля Союза ССР.

16 ноября 1926 г. Постановлением Совнаркома СССР вместо Финансово-контрольного управления Наркомфина СССР образуется Главное управление Госфинконтроля. Территориально в его составе создаются управления и отделы при Наркомфинах союзных республик и местных финансовых органов. Однако самостоятельно Госфинконтроль просуществовал недолго, в 1930 г. решением ЦИК и СНК СССР он был реорганизован, а его функции перешли органам рабоче-крестьянской инспекции.

Но опыт показал, что установленная система контроля значительно ослабила финансовый контроль. Требовалось восстановление специальных органов контроля, которые были созданы в конце 1932- начале 1933 года в форме финансово-бюджетных инспекций (ФБИ), как органов последующего финансового контроля в составе Наркомфина СССР, наркомфинов союзных и автономных республик и краевых, областных и городских (в крупнейших городах) финансовых отделов.

23 октября 1937 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР в составе Наркомфина СССР финансово-бюджетные инспекции были преобразованы в Контрольно-ревизионное управление Наркомфина СССР со значительно более широкими правами и функциями. Положение о Контрольно-ревизионном управлении утверждено Постановлением СНК СССР 9 мая 1938 г. Фактически данная структура, не значительно видоизменяясь, просуществовала вплоть до конца 90-х годов XX в.

29 декабря 1989 г. в составе Министерства финансов СССР вместо контрольно-ревизионного управления было образовано Главное контрольно-ревизионное управление, территориальных же отделений эта реформа не коснулась. Эта структура после распада СССР легла в основу органов финансового (бюджетного) контроля исполнительной власти не только Российской Федерации, но и других государств бывшего союзного государства.

В августе 1998 г. создан Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, а 6 августа 1998 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации" утверждено Положение о контрольно-ревизионных управлениях Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Стоит отметить, что Контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации просуществовали вплоть до административной реформы 2004 г., когда на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  на базе Департамента государственного финансового контроля и аудита и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов Российской Федерации, и соответствующих территориальных органов (контрольно-ревизионных управлений и территориальных органов валютного контроля).

2 февраля 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ об упразднении Росфиннадзора и передачи его полномочий в части государственного  финансового контроля Федеральному казначейству. Так Федеральная служба финансово-бюджетного надзора присоединилась к Федеральному казначейству, передав при этом свои функции валютного контроля Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе.

 

 

Татарстан

История государственного финансового контроля в Республике Татарстан насчитывает около 227 лет. На протяжении столетий вместе со сменой государственного устройства страны менялось и название контрольных органов: Казенная палата, Контрольно-Бухгалтерское управление, Контрольное Управление, Финансово-контрольное управление НКФ ТССР, Финансово-Бюджетная инспекция ТНКФ, Контрольно-ревизионное управление НКФ СССР по ТАССР, Контрольно-ревизионное управление МФ РФССР по ТАССР, Контрольно-ревизионное управление РФ в РТ, Территориальное управление Росфиннадзора в РТ. Но смысл их деятельности оставался неизменным: стоять на страже интересов государства в финансово-бюджетной сфере, выявлять и пресекать злоупотребления, связанные с расходованием государственных средств.

Профессия ревизор сегодня

В настоящее время в Федеральном казначействе уделяется особое внимание построению эффективной, отвечающей современным требованиям и вызовам системы внутреннего государственного финансового контроля.

В отличие от Росфиннадзора, в функции которого входил последующий государственный финансовый контроль, Казначейство России всегда осуществляло и осуществляет предварительный государственный финансовый контроль.

После передачи полномочий от Росфиннадзора в Федеральное казначейство успешно реализуется функция непрерывности государственного финансового контроля: от санкционирования платежных операций до последующих проверок и обследований.

Уже приняты стандарты, которые регламентируют основные циклы контрольной деятельности: вопросы планирования контрольных мероприятий, их осуществления, оформления, рассмотрения результатов, подготовки отчетности, утверждены формы основных документов.

Дальнейшее развитие системы государственного финансового контроля ориентировано на минимизацию рисков по направлениям деятельности и основано на разработке стандартов контрольной деятельности, технологий предварительного и последующего государственного финансового контроля.